четверг, 8 октября 2009 г.

Продолжаем бороться с энтропией во вселенной

Нет, у меня нет супермодельных фотографий «после» и не будет, хотя если вернусь в преродовой вес, то фото обязательно повешу. Другое дело, что никого этим не удивлю - вы меня такую видели. Вот чего вы не видели, так это меня, перевалившую за 70 кг. И слава богу - зачем нервировать публику? У меня и фотографий-то таких нет - при виде фотоаппарата убегала со скоростью трёх-испуганных-леопардов-в-час.

Я уже набирала вес и скидывала его, потом снова набирала и снова скидывала. И никогда об этом не писала, только вешала исключительно фотографии «после». Это пожизненная борьба, изматывающая, как мало что ещё на этом свете. Бабушка, на которую я внешне похожа абсолютно всем, была по жизни довольно полной, и тётя тоже. Но гены - пол беды. Меня всё время перекармливали в детстве.

Мама моя во время войны, в эвакуации, страшно болела. Полиомелит. Бабушка чудом её выходила, но мама осталась больным, худым ребёнком, и ела очень плохо. Да и кормить-то особо нечем было. Бабушка с нечеловеческим трудом доставала какие-то крохи удобоваримой еды, а мама отказывалась её есть. Бабуля вспоминала эту борьбу за жизнь и здоровье дочери до конца жизни. Накормить ребёнка стало целью её существования. А тут появилась внучка - я. Очень послушный ребёнок. Меня пичкали едой, как рождественкого гуся, и я всё это жрала. Привыкла вставать из-за стола с до отказа набитым животом. Медленно есть? Да вы что? Я ем быстрее всех, кого я знаю, и иначе не умею. Заглатываю огромные куски, едва пережёвывая. Потому что уроков полно, да на улицу хочется, погулять, а надо опустошить целую тарелку жирного мясного супа, потом съесть второе с гарниром, потом ещё компот. Через час мне предложат ещё яблочко или коржик, ещё через пару часов - полдник, а там и ужин не за горами. Зато бабушка была счастлива - ребёнок ЕСТ!

Я тут пыталась вспомнить, когда в последний раз весила меньше 60 кг. Где-то задолго до половозрелости. Лет в 12-13, максимум. В старших классах уже 63-65 кг.

За годы бесконечных “yo-yo” диет я четко выучила, что методы похудения делятся на четыре категории (хирургия не считается):

1) Химические добавки, таблетки, чаи, «очистительные» голодовки и прочая фигня. Как только слезаешь, вес возвращается.

2) «Предписанные» диеты. Сюда относятся ограничители целых групп продуктов (никаких углеводов! не ешьте углеводы с белками! пейте кефир на ужин!), расписанные завтраки, обеды и ужины (вам говорят, что и когда есть), а также приготовленные кем-то продукты (замороженные, законсервированные, упакованые, не важно), которые надо купить и употреблять вместо обычной/привычной еды.

Результаты те же. Как только слезаешь с программы, всё возвращается на круги своя. К тому же на этих диетах ничему не учишься - они мало напоминают реальную жизнь.

3) Естественные диеты. Типа, я заменила жирное молоко на нежирное, стала есть плотный завтрак, убрала из рациона сахар, начала заниматься спортом и не ем после шести. Похудела - пальчики оближешь. Это ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ способ, если он для вас работает. В моей френдленте за последнее время так похудели несколько человек, a Татьяна s0no даже подробно об этом написала: http://s0no.livejournal.com/61377.html

Там же, в Танином посте, содержится несколько гротескный пример женщины, которой этот способ противопоказан. Я, конечно, не так карикатурна и не пожираю батон хлеба, не заметив, но в результате перекармливания в детстве мой организм утратил способность саморегулироваться. Я не знаю, когда «достаточно». Я ем, пока пузо не набью. Большинство из нас не в состоянии уследить за лишними 200-300-400 калориями. Знаете, сколько человек мне уже в ЖЖ и вне его сказали, что следят за тем, что едят, ведут здоровый образ жизни, даже спортом занимаются, а вес ни ногой? Потому что в естественных условиях наш организм хочет есть столько, сколько тратит. Он не хочет создавать себе дефицит калорий. И никакие замены жирного на постное, никакие занятия спортом, никакие медленные разжевывания тут не помогут. Вы можете вести идеальный образ жизни и не похудеть ни на грамм - это называется калорийный баланс. Дебит равен кредиту, вы чувствуете себя прекрасно, но при чём тут худение?

Хотя если вы по жизни стройны, как Татьяна, и организм нормально саморегулируется, а потом вдруг набрали какое-то количество веса в результате беременности/стресса/переезда/не знаю ещё чего, то начинать надо именно с этого. Вполне возможно, что вам поможет «естественный» метод.

4) Для всех остальных существует четвёртый способ, занудный, как тридцать три бухгалтерские книги. Я называю его Уч*2. Учёт и Учёба. Высчитываем количество колорий, которое нам необходимо, потом высчитываем нужный калорийный «дефицит», потом записываем всё, что едим, и все упражнения, потом подбиваем бабки, как вышеупомянутые бухгалтеры... И худеем медленно, в процессе познавая собственный организм, прощая себе провалы, подгоняя диету, чтоб не голодать, учась готовить более здоровую еду и заменять белый яд на коричневый. Ах да, и набираясь терпения, потому что процесс занимает многие месяцы, а для некоторых годы. Если честно, то для таких, как я, это процесс пожизненный.

Тоска? Ох тоска. Но если верить исследованиям, для абсолютного большинства людей единственный способ похудеть навсегда - вести учёт. Я пробовала, но продержалась не дольше, чем на таблетках Гербалайфа. Надо ходить везде с блокнотиком и ручкой, надо всё постоянно записывать, но главное, надо постоянно где-то искать, сколько калорий я употребила или потратила. Для этого существует куча толстых справочников. Потом надо рассчитывать порции (потому что в справочнике калорий на две унции, а я съела полторы), потом надо всё это как-то подгонять... «Рассчёт» рецепта котлет, поделённый на количество слепленных котлет, занимает минут десять, если учесть поиски по справочнику количества калорий в 450 г мяса, половине стакана сухарей и т.п., не говоря уж о возне с калькулятором.

А в ресторане? А в кафе? А если этого кафе нет в справочнике? Начинаешь прикидывать. Прикиды не работают. Я вот думала, что в сырно-помидорном рanini ресторана Corner's Bakery калорий так 450, ну максимум 500. Оказалось, 750. И небольшой бутербродик совсем, я не обожралась. А сколько калорий потрачено? Приборы в спортзалах врут нещадно, к тому же надо вес и пол вводить каждый раз. А если я не на аппарате? Сколько калорий тратит женщина моего роста и веса, пропылесосив трёхэтажный дом? А прополов грядку? Опять лезть в справочник? Точно так же, как мы недооцениваем калории в еде, мы переоцениваем калории, потраченные на упражнения. Я бегу и потею как суслик минут 45, чтобы съесть лишний кусок мяса размером меньше (моей) ладони и пол-картошки.

Худелось мне на этом плане легче всего, кстати. Если вести учёт, то точно знаешь, где можно расслабится, а где пора взять себя в руки. Видишь, сколько тратишь и сколько потребляешь. И никаких ограничений в качестве (не количестве!) еды. Комфортно так скидывала фунт-другой в неделю, при этом не голодала, не готовила и не покупала специальную еду или препараты, не паниковала при виде фуршета или ресторанного меню и не преисполнялась жалости к себе любимой. Опять же, дёшево, если не бесплатно.

Но сколько возни! Максимум за пару недель, а то и раньше, я замудохивалась всё это записывать и таскаться с блокнотами, и начинала «прикидывать». Справочники лежали дома, а до вечера я иногда забывала, что ела. Попробовала Weight Watchers - они здорово упростили подсчёт дебита/кредита калорий своей системой баллов, но даже баллы/очки утомляли меня недели за три-четыре, если не быстрее. Кстати, читать нашкрябанное второпях почти невозможно, поэтому дальше дня-двух назад не заглядываешь, и если вес вдруг "остановился", то отследить проблему очень сложно.

Потом появились сайты на интернете, которые вели за вас учёт. Вначале я была от них в восторге, потому что справочники были «встроены» в программу и подсчёт вёлся автоматически. Рецепты, конечно, тоже надо было вводить, но это мелочи, и я не готовлю что-то новое каждый день. Потратишь один раз время на ввод любимых рецептов, потом пользуйся. К тому же они давали "сводки" за неделю и за месяц. Проблема в том, что всё делалось через интернет. А компьютер не всегда под рукой. А на работе этот сайт закрыли. А если моя работа вообще не у компьютера? А если вырубился интернет? А если я в отпуске? К тому же еда вводилась на одной странице, упражнения на другой, сайт не всегда работал быстро... Я продержалась дольше, но в итоге тоже бросила, пропустив слишком много дней из-за недоступности портала/компьютера по разным причинам.

Спасение пришло, откуда не ждали. Мне посоветовали... iPhone! Moл, там полно программ для похудения. (ДА! ЭТО РЕКЛАМА! МНЕ ЗАПЛАТИЛИ! ПИШУ С ЯХТЫ, КУПЛЕННОЙ НА ЗАРАБОТАННЫЕ ДЕНЬГИ! ЕЩЁ ВОПРОСЫ ЕСТЬ?) На тот момент мне уже было всё равно, а апликашки на Айфоне дешёвые, поэтому решила (преисполненная скепсиса), что терять мне нечего. И скачала практически все, что были. Дальше пару недель пробовала те и другие, и в итоге предпочла бесплатную (да, бесплатную) программку под названием Lose It! Впрочем, это личное предпочтение - кому-то может понравится другая. Там штуки 4-5 очень приличных, и ни одна не стоит больше пятёрки.

Скажу сразу, что в платных программах лучше базы данных - в них больше продуктов, продающихся в наших супермаркетах. Но этому горю легко помочь, введя один раз информацию о любимых продуктах (да и база данных Lose It! отнюдь не плоха, там все основные продукты и упражнения). Главное, в этой программе великолепный, лёгкий, интуитивный и быстрый интерфэйс. Она считает всё - приход, расход, баланс, вес, калорийный бюджет, что душа пожелает. Даёт сводку потери веса, потребляемого натрия, недельного расхода на упражнения, чего хотите. Одним взмахом пальца на экране. В день на ввод еды и упражненой в телефон у меня уходит... ну, минут десять. Максимум. Учитывая "раскладки" новых рецептов или блюд. И телефон всегда со мной - не надо таскать блокноты, никаких справочников, компьютеров, ничего. Хоть сидя на толчке записывай. В транспорте, на работе, в любом месте. Окружающие думают, что ты кому-то что-то текстуешь.

(Нет iPhone? Сейчас продаются карманные электронные «справочники», типа программки Lose It! в отдельной упаковке, хотя там интерфэйс близко не лежал. Можно найти что-то подходящее для BlackBerry. Но если честно, хорошей альтернативы я пока не нашла. Сорри.)

Чтобы терять фунт в неделю мне нужно есть 1515 калорий в день. Это если без спорта. Я так не могу - мне гораздо легче потратить 300-400 калорий на упражнения и добавить их в «бюджет». Вообще худеть на одной диете, без упражнений, ОЧЕНЬ сложно. Какие-то дни меня прорывает и я ем больше дозволенного, но помогает то, что программа суммирует дебит/кредит за неделю и можно вовремя остановиться. Один день лучше, другой хуже, но визуализация калорийного баланса помогает, как ничто другое.

Честное слово, никогда в жизни мне ещё не худелось так комфортно. Всё выученное за годы чтения книг и статей на эту тему вдруг «щёлкнуло» и слилось воедино, создав более или менее целостную картину мира, в котором трата калорий превышает уровень их потребления. Панацея? Нет конечно. Я стараюсь есть здоровую еду, не пропускаю завтраки, делаю «правильный» выбор когда могу, напихиваю себя овощами и занимаюсь спортом. Но при этом я прекрасно себя чувствую, не голодаю, ем, что привыкла и когда хочу, не трачу лишних денег и времени (кроме вышеупомянутых 10 мин в день) и худею на фунт-полтора-два в неделю, стабильно.

НО. Я точно знаю, что брось я завтра считать и записывать, тут же скачусь обратно. Потому что с Айфоном или без, если не вести учёт калориям, они как деньги просачиваются сквозь пальцы и исчезают в районе бёдер и живота.

(Пардон, про борьбу с возрастом будет в другой раз, и так уже телегу накатала.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий