пятница, 6 марта 2009 г.

Памятка православного христианина



I. Что следует знать православному христианину

Есть слова Священного Писания и молитвы, которые православному христианину надо знать наизусть или очень близко к тексту.

1. "Отче наш", молитву Господню.

2. Десять Заповедей Божиих (Исх 20, 1-17).

3. Заповеди блаженства (Мф 5, 3-11).

4. Символ веры ("Верую").

5. Утренние и вечерние молитвы по краткому Молитвослову.

Необходимо также помнить число и значение таинств. Их в Апостольской Церкви семь.

1. Крещение. Символ вступления человека в Церковь и мистического приобщения его к единству во Христе (Телу Христову). Совершается по вере крещаемого человека (взрослого) или по вере родителей младенца. Крестный отец есть лицо, которое обязуется помогать воспитанию новокрещеного в духе Церкви. Это единственное таинство, которое может совершить не только священник, но (в случае нужды) любой мирянин. Крещение совершается водой (символ омовения духа), но при крайней необходимости могут быть взяты снег или песок.

2. Евхаристия, или причащение. Участие в вечно совершающейся Тайной Вечери Христовой. Евхаристия есть воплощение Христа под видом хлеба и вина, принятие которых означает причастие искупительной тайне.

3. Миропомазание. Таинство схождения Духа Божия на новокрещеного члена Церкви. Обычно совершается сразу же после крещения.

4. Священство, или рукоположение. Таинство передачи апостольской благодати от епископа к епископу и права на священнодействие от епископа к священнику. Существует три степени священства: епископ, священник, диакон. Первый совершает все семь таинств, второй - все, кроме рукоположения. Диакон лишь помогает при совершении таинств. Патриарх, митрополит, архиепископ - это не сан, а лишь различные формы епископского служения.

5. Покаяние. Таинство примирения грешника с Богом через исповедь и разрешение, даваемое священником (см. ниже).

6. Брак. Таинство освящения супружеской жизни.

7. Елеосвящение, или соборование. Таинство, совершаемое над больными ради их исцеления.

II. Как держать себя в храме

Храм - это не только дом молитвы. Это место особого присутствия Христа, Который пребывает в Святых Дарах на престоле в алтаре. Поэтому входить в церковь, выходить из нее и стоять в ней следует с благоговением. Входя, мы осеняем себя крестным знамением. Мужчины входят в храм с непокрытой головой, женщины - с покрытой. Для женщин это правило не носит характера строгой обязательности и не везде соблюдается, однако его следует придерживаться, чтобы не смущать тех, кто привык его соблюдать. (Несоблюдение этого правила зачастую приводит к ненужным разговорам и спорам, нарушающим как наше благоговейное настроение, так и стройность самого богослужения).

Войдя в храм, мы подходим к иконе, стоящей на столике - аналое - посреди храма, вновь осеняем себя крестным знамением и прикладываемся к иконе. Это так называемая праздничная икона. Она изображает событие из Священной Истории или святого, память которого в этот день совершается. Мы можем, по нашему желанию, ставить свечи к иконе праздника или к любой другой иконе, находящейся в храме. Свечи покупаются за прилавком у самого входа, называемом "свечным ящиком". Это наша "лепта", малая жертва Церкви. Проходя по церкви, мимо церкви, мимо Царских врат, мы останавливаемся и осеняем себя крестным знамением. Во время службы в православных храмах принято стоять. Но больным и старым делается исключение, и для этой цели в храмах сзади ставятся скамейки.

Стоять в храме следует лицом к алтарю. Исключения бывают во время молебна или отпевания, когда по обстоятельствам нам приходится стоять к алтарю боком.

При словах священника "Мир всем", а также при принятии благословения мы складываем руки ладонями вверх, правую поверх левой, и склоняем голову.

Также следует склонять голову, когда священник или диакон кадит в нашу сторону или когда в храме читается Евангелие. Обычай целовать руку священника после принятия благословения напоминает нам, что эта рука держала Св. Чашу при Евхаристии.

Самая важная служба из всех, совершающихся в храме, - литургия (в просторечии - обедня), а самый важный момент в ней - таинство Евхаристии, во время которого совершается пресуществление Святых Даров. Существует благочестивый обычай приходить к литургии натощак, даже если мы в этот день не причащаемся. Если человек опаздывает к обедне или уходит до ее окончания, он проявляет неуважение к таинству.

Разумеется, не грешно простоять не всю обедню в случаях крайней нужды, например когда надо быть при больных, маленьких детях или на работе. В таких случаях можно уйти до конца службы, только не во время чтения Евангелия, Св. Евхаристии, пения "Отче наш" и причащения. Если приходится уйти, надо сделать это раньше указанных моментов или переждать их.

Евхаристия (по-русски "благодарение") начинается торжественным возгласом "Станем добре, станем со страхом..." и заканчивается причащением. На это время должны прекращаться всякие, даже нужные, разговоры и хождения по храму.

Евхаристия совершается при закрытых Царских вратах: врата открываются только в Святую (Пасхальную) неделю, во время служения епископа и протоиерея, который получил на это право.

Есть обычай класть земные поклоны во время обедни:

1. Когда начинается пение "Тебе поем...";

2. Когда священник или диакон выносит перед концом обедни Св. Чашу для причащения верующих;

3. Когда Св. Чаша после причащения переносится священником на жертвенник с возгласом: "Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!" По желанию молящийся может класть земные поклоны помимо указанных. Во время Великого Поста еще кладутся земные поклоны при молитве "Господи и Владыко живота моего..."

В пасхальные дни (до праздника Св. Троицы), а также в рождественские (святки) отменяется коленопреклонение. Не принято становиться на колени во время воскресных служб, но в наши дни этот обычай отмирает. После литургии (обедни) все подходят и прикладываются ко кресту, который держит в руках священник.

Выходя из храма, мы снова оборачиваемся лицом к алтарю и осеняем себя крестным знамением. При желании по окончании службы (или до ее начала) можно прикладываться к иконам. Во время службы этого делать не следует. Надо стараться во время службы помнить, что в храме мы собраны во имя Божие. Эта память поможет нам удержать в сердце чувство мира и дружелюбия друг к другу. Следует также заботиться о том, чтобы не нарушать молитвенного настроения друг друга в храме. Надо избегать, по возможности, толкать других, когда проходим по храму, стараться в случае тесноты пропустить вперед детей, старых и немощных. Если мы видим, что кто-то ведет себя в храме не так, как следует, не надо делать замечаний во время службы, чтобы не создавать споров и шума, нарушающих мир и благоговение. В случае надобности подобные замечания можно сделать после службы. Не следует тем, кто не понимает слов службы и хочет понять, задавать много вопросов стоящим рядом во время службы. Эти вопросы также можно отложить до конца богослужения, чтобы не нарушать его стройности и тишины.

В субботу и накануне праздников вечером бывает всенощная, которая состоит из вечерни и утрени (церковный день начинается накануне вечером).

В субботу после чтения Евангелия поем "Воскресение Христово видевше..." и прикладываемся к Евангелию, которое вынесено на середину храма, а затем подходим под благословение священника. Во время торжественных всенощных и под воскресение совершается помазание елеем. (Не следует смешивать его, как это часто делают, с миропомазанием - таинством, которое совершается вслед за крещением. Елей - растительное масло, освященное священником. Миро - особо приготовленный состав из восточных благовоний, освящаемый епископом.)

III. Об исповеди

Исповедь обычно происходит до начала литургии, в то время, когда в храме читаются часы или служится утреня. Если в храме не менее двух священников, исповедь может быть в начале обедни - один служит, другой исповедует. Когда в храме много народа, совершается общая исповедь. Священник перечисляет грехи, а мы мысленно каемся в них перед Богом; если на душе есть какой-либо грех, который священник не назвал, надо подойти после всех, чтобы не задерживать других, и сказать о своем грехе. Необходимо помнить, что ограничиваться только общими исповедями нельзя. Они обязательно должны перемежаться с частными. Когда мы хотим исповедаться, надо прийти в храм пораньше и сразу стать у того клироса, где в этот день будет происходить исповедь (там уже обычно приготовлен аналой), чтобы во время службы не переходить с места на место. Исповедь состоит из следующих частей:

1. Молитв священника;

2. Слова священника к кающимся;

3. Исповедания грехов перед крестом и Евангелием, которые лежат на аналое;

4. Советов и указаний священника или, если он считает нужным, епитимьи;

5. Разрешительной молитвы.

Когда священник читает разрешительную молитву, он накрывает голову кающегося епитрахилью; кающийся низко наклоняет голову, затем прикладывается к Евангелию и кресту. При этом он вспоминает, что в Евангелии написан Закон Божий, который он нарушил, а крестом Христовым изглаживаются грехи кающегося. Разрешая кающегося от грехов, священник делает это не своей властью, а властью Христовой, данной ему в таинстве священства. Труд священника на исповеди Св. Церковь сравнивает с трудом врача - мы приходим в духовную врачебницу, и для того, чтобы не уйти неисцеленными, мы должны учиться точно называть свои грехи, чтобы духовный врач мог назначить нам правильное лечение. Готовиться к исповеди следует заранее, дома, проверяя свою совесть по десяти Заповедям блаженства. Если мы скрываем что-нибудь на исповеди, то мы грешим не против человека-священника, а против Самого Христа. В этом случае и разрешение священника и само причащение - "в суд и осуждение".

Когда, преодолевая стыд и смущение, мы говорим духовнику о своих грехах, мы совершаем тот малый "подвиг", без которого искреннее покаяние будет неполным. Исповедующийся должен остерегаться мысли, будто, рассказывая духовному отцу о своих дурных делах и помыслах, он что-то теряет в его глазах.

Эта искусительная мысль мешает подлинному покаянию. Следует помнить, что благодать священства позволяет духовнику не утрачивать доброго отношения к кающемуся, даже если он совершил великий грех. Исповедь и беседа со священником вне исповеди - два плана общения; вне исповеди священник может говорить просто как человек, друг, помощник; у креста и Евангелия он - совершитель таинства.

IV. О причащении

Человек, причащающийся лишь изредка, наносит немалый урон своей духовной жизни. Святые Отцы призывали христиан причащаться при каждом посещении литургии (св. Василий Великий. Творения; преп. Максим Исповедник1). Если в наши дни эта практика оставлена, то, тем не менее, приступать к Св. Чаше следует не реже одного раза в 40 дней и непременно - в день своего ангела. Преподобный Серафим завещал нам приобщаться не реже 16 раз в году.

Накануне причащения соблюдают пост и читают "Последование ко Святому Причащению" из Молитвослова. Перед причащением с утра ничего не едят и не пьют до конца литургии (из благоговения к Священной Трапезе). Курящие должны воздерживаться от курения. Подходят к Св. Чаше только после исповеди.

Исповедь и причащение - два отдельных таинства. Практика Русской Православной Церкви ставит их в тесную связь по той причине, что мы не должны приступать к Св. Чаше, не примирившись с Богом через таинство покаяния. Иногда, если человек не готов к причащению, он может подойти только к исповеди.

Причащение происходит в конце обедни, после того, как пропоем "Отче наш" и следующий затем "запричастный" стих. При выносе Чаши мы повторяем про себя за священником молитву: "Верую, Господи, и исповедую..."

Затем в тишине и благоговении подходим к Св. Чаше, сложив руки на груди крестообразно, правую поверх левой (у Чаши креститься нельзя!), и называем свое полное имя. Причастившись Святых Тайн, целуем нижний край Чаши и подходим к столику, где запиваем "теплотой" и принимаем часть просфоры. Это - воспоминание братских трапез первых христиан.

Православие признает действительность таинства Евхаристии, совершаемого правильно поставленным инославным священником (католическим или старообрядческим). То, что мы не причащаемся вместе, не есть знак того, что мы не признаем подлинности другой литургии, а вытекает из понятия о ней как о "трапезе любви". Совместное причащение возможно лишь по достижении единства и прекращении разделений. До тех же пор совместное причащение было бы неискренним и, следовательно, недостойным. Но в случае нужды, как постановил в 1969 г. Св. Синод Русской Православной Церкви, старообрядцы и католики могут исповедываться и приобщаться в православных храмах.

V. Поминовение и просфоры. Панихида и молебен

Если мы желаем, чтобы Церковь молилась вместе с нами за дорогих нам близких (живых и умерших), мы пишем их имена на записке с надписью "о здравии" и "об упокоении" и передаем вместе с просфорой, которую покупаем за свечным ящиком, в алтарь. Сделать это нужно до начала литургии; если же служба уже началась, то все разговоры, связанные с покупкой просфор, передачей записок или свечек следует вести шепотом, чтобы не мешать службе. Поданные записки священник читает перед началом литургии (на проскомидии) и во время службы, когда он вынимает из просфор частицы и молится о здравии и об упокоении записанных. В конце литургии эти частицы опускаются в Чашу в знак искупительного действия св. Евхаристии. Священник в это время молится: "Омой их грехи кровию Твоею..."

После обедни просфоры выносятся из алтаря и обычно ставятся на свечном ящике, откуда те, кто подавал с ними записки, их разбирают. Просфору можно по своему желанию либо съесть сразу, либо распределить на несколько дней, либо отдать ее тому, за кого мы ее "вынимали".

Просфоры при желании можно раздавать в храме с просьбой молиться о тех, за кого они вынуты, но это следует делать не во время службы, а после того, как все подойдут ко кресту.

Кроме поминовения за литургией в церкви совершаются и другие виды молитв за живых и усопших:

1. Молитва о живых, или молебен, к которому по просьбе верующих может быть добавлено водоосвящение или чтение акафиста. Желающие служить молебен обращаются за свечной ящик до службы (или, в крайнем случае, после службы).

2. Молитва об усопших называется панихидой. Ее служат перед особым столиком для свечей (кануном). Издревле существовал обычай в память усопших устраивать трапезу. В ней принимали участие бедняки, которых просили молиться за умерших. И в наши дни те, кто молится о них, приносят в храм пищу, которую раздают "для поминовения" после панихиды. Это делается и в особые поминальные ("родительские") дни.

3. Молитвы, которые поют и читают при погребении, называются отпеванием.

По окончании его икона, которая была на груди у покойника, ставится на канун и находится там в течение 40 дней. После этого родные могут ее взять.

Во время литургии молитва совершается только за членов Церкви или готовящихся ко крещению ("оглашенных"). Считается, однако, что во время молебна могут быть помянуты и люди некрещеные. Для отпевания католиков, старообрядцев и других инославных существует особый чин.

VI. Правила, касающиеся отношения мирянина к своему духовнику

Духовником называется священник, к которому мы постоянно ходим на исповедь. Как больному лучше лечиться у одного врача, который хорошо знает его организм и болезни, так и духовное врачевание будет проходить успешнее, если человек будет приносить свою исповедь постоянному духовнику. Отношения между этим священником и мирянином должны быть построены на искренности, понимании и доверии. Мирянину следует помнить о следующих пяти правилах:

1. Христианин не предпринимает никакого важного жизненного шага, не получив благословения духовника или, по крайней мере, не посоветовавшись с ним.

2. Христианин принимает от духовника указания о молитвенном правиле, постах и делах служения людям.

3. Христианин должен привести свою жизнь в согласие с нравственными требованиями Церкви в срок, указанный духовником.

4. Частоту исповеди и причащения христианин должен согласовать с духовником и твердо этого придерживаться.

5. В случае расхождения со своим духовником и намерения перейти к другому мирянин должен поставить своего духовника в известность и просить благословения на переход к другому священнику, конкретно указанному (см. 1 Цар 15, 22; Евр 13, 7, 17; Немоканон Иоанна Постника, Стоглав 40; Вопрошание Кирика, 6, 17; Написание митр. Григория, 4; Заповедь к исповедующемуся, 27; Слово Божие о покаянии, 97)2.

VII. Важнейшие праздники года

Праздничные и воскресные дни надо освободить от работы, которую можно отложить. Церковный годовой круг праздников делится на праздники "переходящие" и "непереходящие", двунадесятые и великие. Непереходящие празднуются каждый год в одно и то же число месяца. Переходящие относятся к Пасхальному циклу и приходятся каждый год на разное время. Приводим список переходящих, непереходящих и великих праздников по "Православному церковному календарю".

Двунадесятые переходящие праздники

Вход Господень в Иерусалим - воскресенье;

Пасха Христова - воскресенье;

Вознесение Господне - четверг;

День Святой Троицы (Пятидесятница) - воскресенье.

Двунадесятые непереходящие праздники

Крещение Господне - 6/19 января;

Сретение Господне - 2/15 февраля;

Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта/7 апреля;

Преображение Господне - 6/19 августа;

Успение Пресвятой Богородицы - 15/28 августа;

Воздвижение Креста Господня - 14/27 сентября;

Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября/4 декабря;

Рождество Христово - 25 декабря/7 января.

Великие праздники

Обрезание Господне - 1/14 января;

Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня/7 июля;

Святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня/12 июля;

Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа/11 сентября;

Покров Пресвятой Богородицы - 1/14 октября.

Церковное исчисление ведется по старому стилю. Вторая дата указывает новый стиль.

VIII. Посты

В нашей человеческой природе нарушена гармония между духовным и плотским началом; плоть стремится возобладать над духом. Поэтому человеку, ведущему духовную жизнь, необходимы хотя бы самые простые методы аскезы (самоограничения). К ним относится пост - воздержание от животной пищи, которое имеет двоякое значение.

С одной стороны, пост обуздывает стихию плоти, с другой - развивает через послушание Церкви духовную стойкость и волю человека. Пост освящен Самим Христом, Который, постясь, Своим примером указал на необходимость воздержания для Его учеников.

Существуют различной степени посты. Примерно их можно охарактеризовать следующим образом:

I. Очень строгий пост - сухоядение. Едят только сырую растительную пищу без масла.

II. Строгий пост - едят всякую вареную растительную пищу с растительным маслом.

III. Обычный пост - кроме того, что едят в строгий пост, едят еще рыбу.

IV. Ослабленный пост (для немощных, находящихся в пути и питающихся в столовых) - едят все, кроме мяса.

Отмена или ослабление поста предусмотрены Церковью для особых случаев (болезнь, нахождение в пути и т.п.). Однако христианин не должен по собственному усмотрению ослаблять или отменять пост (как и, напротив, делать его более строгим), но спрашивать благословения духовника.

Пост - не только время телесного воздержания; он означает и время усиления борьбы с грехом, особенной молитвенной сосредоточенности, более частого причащения.

В году четыре длительных поста. Кроме того, Церковь установила постные дни - среду и пятницу в течение всего года. В память некоторых событий установлены также однодневные посты.

Многодневные посты

Великий Пост - предпасхальный, в общей сложности продолжается семь недель. Пост строгий. Очень строгие недели - первая, четвертая (Крестопоклонная) и седьмая (Страстная). На Страстной неделе пост прекращается после литургии в Страстную субботу. По обычаю же разговляются только после Пасхальной заутрени, т.е. в ночь на Св. Воскресение.

Великий Пост связан с переходящим кругом праздников и поэтому в разные годы падает на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи.

Петров пост - перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Начинается со Дня всех святых (воскресенье после Троицына дня) и продолжается до 12 июля нового стиля. Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи. Этот пост - наименее строгий, обычный.

Успенский пост - перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда падает на одни и те же числа: 14-28 августа нового стиля. Это - строгий пост.

Рождественский (Филиппов) пост - начинается на следующий день после празднования апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: 28 ноября - 7 января нового стиля.

Однодневные посты

Среда и пятница - в течение всего года, кроме сплошных седмиц (недель) и святок. Пост обычный.

Крещенский сочельник - 5/18 января. Пост очень строгий (существует народный обычай в этот день не есть до звезды).

Усекновение главы Иоанна Крестителя - 25 августа/11 сентября. Пост строгий.

Воздвижение Креста Господня - 14/27 сентября. Пост строгий.

IX. Домашняя молитва и духовное чтение

Молитвы, содержащиеся в Молитвослове, составлены по большей своей части святыми и людьми высокого духовного опыта. Читая эти молитвы, мы приобщаемся к их духовной жизни и учимся сами молиться. Молитва по книге (молитвословие) не исключает молитвы своими словами и молитвенного предстояния Богу в молчании.

[О ежедневном правиле см. "Практическое руководство..."]. Ежедневным "правилом" называется собрание молитв, предназначенных для чтения утром, вечером и в продолжение дня. Опускать это правило не следует даже тогда, когда в душе нет молитвенного настроения. Сами святые слова оказывают воздействие на душу помимо сознания. Однако нужно всегда стремиться побороть рассеянность и вникать в слова молитв. Для случая крайней усталости или особых обстоятельств преп. Серафим дал "малое правило".

Великим Постом к ежедневному правилу добавляется молитва св. Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего...", а в пасхальный период - тропарь праздника ("Христос воскресе из мертвых...").

Всякое дело мы должны начать молитвой. На эти случаи есть в Молитвослове особые псалмы и молитвы.

Читать Священное Писание следует ежедневно. Прежде всего это касается Нового Завета. Его можно читать по частям или главам, на выбор, или в соответствии с церковными чтениями этого дня. К отрывку из Евангелия присоединяем чтение из Посланий. Из Ветхого Завета ежедневно читают псалмы. Остальные книги Библии следует читать с толкованиями, чтобы правильнее и глубже понимать смысл ветхозаветных книг и их соотношение с Новым Заветом.

К чтению Св. Писания рекомендуется добавлять чтение из Св. Отцов или духовных писателей. Лучшими книгами из Отцов для начинающих могут служить: "Псалтирь" св. Ефрема Сирина, "Исповедь" бл. Августина, "Нравственные правила" св. Василия Великого. Из более поздних авторов - творения Тихона Задонского, "Невидимая брань" св. Никодима Святогорца, "Руководство к благочестивой жизни" Франциска Сальского. Из современных духовных писателей - "Записи" свящ. А. Ельчанинова, книги митрополита Антония Сурожского.

http://www.alexandrmen.ru/books/prakruk/prakrukm.html

День рождения дня.

День рождения!В какой день Вы родились?

ВОСКРЕСЕНЬЕ - ДЕНЬ СОЛНЦА

С днем Солнца связано активное проявление человека в окружающем мире, осознание

своего места в нем, творческое начало, дарящее людям свет и радость. Родившиеся

в воскресенье считались счастливцами, потому что изначально получали заряд

солнечного света. Дети, появившиеся на свет в день Солнца, имеют невидимую

помощь со стороны, особенно во время болезни. Печали их кратковременны, а

радости - долги. Рожденные в день Солнца - хорошие врачи, яркие творческие

натуры.

В воскресенье можно приступать к новым делам, начать лечение, так как именно в

этот день начинается становление сил организма. Этот день благоприятен для

начала различных творческих программ. Существуют и запреты. В воскресенье не

рекомендуется замкнутость, уединение. Запрещается вступать в двусмысленные

сделки, торговые и коммерческие, идти на авантюры. Не стоит заводить новые

знакомства, особенно мимолетные. Придерживаться лучше своей обычной диеты.

Организм в этот день максимально активен и легко усваивает все виды пищи.

ПОНЕДЕЛЬНИК - ДЕНЬ ЛУНЫ

Луна определяет наши эмоции, настраивает на поэтическое, мечтательное восприятие

окружающего. Понедельник, как и Луна, капризный, переменчивый, беспокойный день.

Считалось, что люди, родившиеся в понедельник, обладают тонкой чувствительность,

но имеют взбалмошный характер, непостоянны, переменчивы в настроении,

слабовольны и подвластны чужому влиянию. Однако именно из людей, рожденных в

день Луны, получались храмовые жрецы, обладающие способностью настроиться на

иррациональные явления.

В понедельник не рекомендуется предпринимать ничего важного, так как возможны

перемены и беспокойства. Этот нервозный день лучше всего употребить для домашней

работы. Уделите побольше внимания своей семье и родным. Все дороги, кроме

морских путешествий, неблагоприятны - возможны случайности. Будьте осторожны с

диетой: избегайте жирной пищи, солений, маринадов, алкоголя, копченостей,

кондитерских изделий. Рекомендуются молочные продукты, каши, фрукты (кроме

цитрусовых), ягоды (некислые).

ВТОРНИК - ДЕНЬ МАРСА

Вторник - очень активный день. Люди, родившиеся во вторник, обладают активным,

неуправляемым характером. Их лучшие качества - способность к борьбе, отвага,

неприятие сплетен и интриг. Марс наделяет человека активностью, храбростью и

решительностью. Люди, рожденные во вторник, частенько не могут довести дело до

конца, потому что импульсивность им очень мешает. Вторник - это день активных

начинаний, авантюр, прокладывания новых дорог. В день Марса нельзя сидеть сложа

руки: надо проявить максимум инициативы. Не стоит заниматься во вторник делами,

связанными с домом и близкими, - это может привести к конфликту. Не надо

начинать какие-либо творческие дела, так как этот день связан не с миром, а с

войной. Помня об этом, избегайте волнений и слишком большого напряжения.

Именно во вторник можно побаловать себя острой пищей с приправами. Чтобы

трансформировать энергию Марса, нужно использовать продукты с высоким

содержанием белка, есть лук, чеснок, помидоры, бобовые, яйца. Не перегружайте

желудок сладкими и мучными блюдами.

СРЕДА - ДЕНЬ МЕРКУРИЯ

Меркурий, арбитр между Солнцем и Луной, определяет в человеке качества

проводника, посредника. Меркурий развивает в человеке любопытство,

любознательность, придает ему поразительную восприимчивость к информации, языкам.

Человек становится коммуникабельным - он постоянно находится в состоянии

контактов, связей, общения. Рожденный в среду полон новых идей, постоянно

усваивает новую информацию, прекрасно излагает свои мысли.

Среда - отличный день для любых поездок, совершения сделок, завязывания

знакомств. С успехом можно заняться вопросами, связанными с письмом, чтением,

литературой, но не стоит обращаться к государственным делам, идти на контакт с

начальством.В среду включите в свой рацион продукты, активизирующие работу

кишечника, овощи (особенно морковь, свеклу, цветную капусту), зелень. Меркурий

требует разнообразия, поэтому в этот день полезны салаты, каши со всевозможными

добавками и особенно блюда из тыквы. Полезны сухофрукты, соки, ягоды. В этот

день избегайте мясной и молочной пищи.

ЧЕТВЕРГ - ДЕНЬ ЮПИТЕРА

Люди, рожденные в четверг, вызывают уважение и как бы притягивают к себе, от них

исходит ощущение авторитета и власти, они все время словно вразумляют других

людей. Талантливые организаторы, лидеры в семье, такие люди руководствуются

соображениями дела, а не личной выгодой. Из них вырастали жрецы, законодатели,

чиновники. Были среди них путешественники и миссионеры, так как духовная миссия

связана именно с этим днем. В четверг рекомендуется миссионерская деятельность.

Благотворно обратиться к религии, изучать законы. Стоит постараться восстановить

справедливость. Полезно пообщаться с сильными мира сего, обратиться к

государственным и общественным делам. Можно решать общечеловеческие проблемы. А

вот совершать коммерческие сделки, деловые поездки, заводить новые знакомства

противопоказано. Противопоказано и уединение.

В четверг не злоупотребляйте сладостями, уменьшите потребление корнеплодов,

особенно картофеля. Хорошо провести очищение печени, употреблять желчегонные

продукты, к примеру лимонный сок и оливковое масло. После обеда или после ужина

полезно начать суточное голодание.

ПЯТНИЦА - ДЕНЬ ВЕНЕРЫ

В пятницу в мир приходят эстеты, актеры, люди творческого начала, миротворцы,

носители мира. Человек Венеры вносит в мир гармонию и красоту. Люди, рожденные в

день Венеры, очень надежны, на них можно положиться во всем. Пятница считается

днем мира, справедливости, созерцания, искусства, любви. Это наилучшее время для

завязывания новых знакомств, связанных с будущими любовными контактами, а также

для заключения брака. Этот день считается творческим, но нужно избегать

всевозможных излишеств, не предаваться страстям, конфликтам, потому что они

могут пагубно отразиться на здоровье и вывести человека из равновесия. Иными

словами, человек в этот день во всем должен соблюдать меру.

Пятница - день воздержания. В пятницу лучше всего есть сладкие блюда, фрукты,

соки, ягоды, мед, орехи, овощи, каши и мучные изделия. Надо избегать мясной и

рыбной пищи, яиц, грибов, очень острых блюд. Если вы провели суточное голодание

в четверг, то выходить из него (в обед или в ужин) рекомендуется картофельным

отваром или картофельным супом (вода, картофель, лук, растительное масло и

лимонный сок, немного соли).

СУББОТА - ДЕНЬ САТУРНА

Люди Сатурна не вписываются в общепринятые рамки, живут своей собственной жизнью.

В субботу рождаются твердые, целеустремленные и решительные люди. Они

малообщительны и несколько угрюмы. Суббота - лучший день для уединения,

медитации, размышления над смыслом жизни, подведения итогов, завершения каких-либо

дел. Это день тоски, печали. В субботу надо меньше говорить, больше молчать,

быть внутренне сосредоточенным. Не стоит совершать никаких поездок, особенно

дальних. День Сатурна - наилучший день для дел, связанных с недвижимостью, для

закладки фундамента, строительства.

В субботу лучше не переедать, Сатурн требует умеренности. Употребляйте пищу,

богатую кальцием и фосфором: шпинат, орехи, капусту, огурцы, яйца, сухофрукты,

клубнику, чернику, оливы, сыр, творог, грибы. Полезен лук, но чесноком лучше не

злоупотреблять. Хорошо включить в питание горькие травы: тархун, рейхан. Можно

позволить себе и сладкие блюда, но не в большом количестве. Избегать следует

очень острой пищи, жареных, копченых и сырокопченых, а также консервированных

продуктов. Будьте осторожны с алкоголем, крепких напитков в субботу лучше не

употреблять.

немного новостей))

Мда... что-то как-то не очень оптимистично начался год... Что за беда, почему у меня все не как у людей?Високоски - просто идеальные, а остальные три года - хм... Явно хуже, скажем так...

Для начала весело, с дымом и свистом взорвался наш домашний старенький ПК.

Казалось бы, ему уже пора - пашет восьмой год, но как все некстати...И денег не было, и инет был нужен позарез. А еще в новогоднюю ночь без предварительного объявления  приказал долго жить холодильник в общаге, мой ровесник, кстати...

Вот когда задумаешься, что 20 лет - это уже очень много))

В общем, в связи с бунтом техники на начало года я осталась как без места хранения скоропортящихся продуктов, так и без инета (то жалкое подобие, что я присобачила к ноуту - в виде старого телефона, выполняющего функции модема, не считается, поскольку дорого, медленно и неудобно((()

Этим и обусловлено мое длительное отсутствие в Сети..

К счастью, вопрос более-менее решен:

Холодильник нашелся у товарки из соседней комнаты, мне выдали запасной ключ от той самой комнаты и теперь я в любое время могу занести мороженую котлетку туда.

Компьютер временно собрали из старых деталей, заказали новый, ждем уже месяц. Но вроде старый еще крепится (тьфу, тьфу), хотя и попахивает копченым))

Дальше - больше.

Буквльно за неделю я умудрилась сначала обварить себе ногу кипятком, а потом подхватить острый отит на левое ухо.

В итоге сейчас, уже пропичканная таблетками, все равно прихрамываю на одну ногу и хреново слышу левым ухом.

Инвалид, в общем)) Пора молоко за вредность выдавать))

А вот вчера еще кашлять начала, вследствие чего была подвергнута лечению кирпичом (нет, это не шоковая терапия, его просто нагревают на плите и потом об него греют ноги, такой аналог тазику с горчицей, который я со своим ожегом не могу себе позволить, да и кирпич лучше помогает)).

Ну, и еще я вышла на педпрактику.

Занимаюсь русским ( иногда, правда, еще и литературой) с 8 классом (иногда, правда, еще и с 6-м;)) в 94 школе.

Она стоит за Домом кино, и рядом с ней парк, где куча яблонь-ранеток. И с утра все эти яблони усыпаны алыми...Снегирями! И это почти в центре мегаполиса!!))

Школа милая, дети - золото, учить их - одно удовольствие...

Хоть что-то положительное))

__Надо знать__

Каковы лечебные свойства перепелиных яиц?

 

Перепелиные яйца могут быть использованы в питании при лечении самых различных заболеваний

Для многих гурманов перепелиные яйца уже стали привычным блюдом. А по своим питательным и биохимическим свойствам они намного превосходят куриные и являются ценнейшим антибактериальным, иммуномодулирующим и противоопухолевым продуктом.

Пять перепелиных яиц по массе равны одному куриному.

Биохимическая справка:Один грамм яйца перепёлки, по сравнению с обычным куриным, содержит микроэлементов и витаминов:

железо - больше, чем в 4 раза,

витамин А - больше, чем в 2.5 раза,

медь - в 2.2 раза,

витамин В1 - в 2.8 раза,

кобальт - в 2.2 раза,

витамин В2 - в 2.2 раза,

фосфор - в 4.5 раза,

калий - в 4.5 раза.

Количество белка и незаменимых аминокислот в перепелином яйце - также большее, нежели в яйцах других выводковых птиц. Перепелиные яйца могут быть использованы в питании при лечении самых различных заболеваний: это и анемия, и повышенное или пониженное давление, и сильные головные боли; это - снижение иммунитета, на фоне чего, как правило, возникает повышенная чувствительность к ОРЗ, склонность к хроническим бронхитам и пневмониям, бронхиальной астме и туберкулезным интоксикациям; это так же заболевания желудочно-кишечного тракта, особенно язвы и гастриты, панкреатит.

При расстройствах нервной системы, малокровии, сахарном диабете выявлен бесспорный позитивный эффект от употребления перепелиных яиц. Больным сахарным диабетом, например, рекомендуется съедать по 6 перепелиных яиц в неделю. Содержание сахара в крови при таком лечении может снижаться на 2 единицы. При соблюдении сопутствующей диеты, можно ожидать ещё лучших результатов. Некоторые люди объясняют такой яркий терапевтический эффект самовнушением.

Однако наблюдения медиков дают возможность утверждать, что перепелиные яйца являются исключительно ценным продуктом, и их можно рекомендовать как для лечебного питания при различных заболеваниях, так и при питании ослабленных детей и взрослых, а так же для населения, проживающего в зонах, неблагополучных в экологическом отношении и людям, подвергшимся радиоактивному облучению, ведь перепелиные яйца способствуют выведению из организма радионуклидов.

Использование перепелиных яиц в комплексе с диетическим питанием, способствует укреплению иммунитета и восстановлению-улучшению метаболизма в организме человека, что очень важно, как при различных заболеваниях, так и для улучшения общего состояния здоровья вообще. Благодаря высокому, по сравнению с другими продуктами, содержанию фосфора, перепелиное яйцо также является хорошим стимулятором потенции.

Детям яйца дают в количестве 2-6 штук в день - в зависимости от возраста, а взрослым - по 4-6 шт. ежедневно утром натощак. Употреблять их следует сырыми, запивая теплой водой. Принимать необходимо систематически, без перерыва в течение 3-4 месяцев. Уже через две недели начинает проявляться их благотворное влияние на организм.

  Перепелиные яйца, как диетический продукт, легко усваиваются, не причиняя никаких негативных последствий, о чём свидетельствуют данные врачебных наблюдений: все без исключения родители, которые вынужденны были из-за частых болезней своих детей, вводить в их ежедневный рацион перепелиные яйца, говорят о значительных улучшениях их здоровья уже через несколько месяцев. 

  Так, например, такая тяжёлая болезнь, как астма, вылечивается при таком лечебном питании полностью. И если ребёнок, больной астмой, не мог позволить себе играть и бегать наравне с другими детьми, то - по свидетельствам и медиков, и родителей, - после необходимого курса употребления перепелиных яиц, ребёнок может часами без последствий бегать на улице.

Перепелиные яйца способствуют росту. Дети, отстающие от своих ровесников в росте, за один год вырастают на 8-15 см., когда начинают употреблять яйца перепела, кроме того - витамин D, содержащийся в них в активной форме, препятствует развитию рахита. Хороший эффект данный продукт-лекарство оказывает так же и при заикании. Вне зависимости от природы данного заболевания (врождённое, приобретённое или в результате нервного расстройства) - после трёх-четырёх месяцев употребления перепелиных яиц ребёнок или взрослый человек начинает нормально говорить.

Содержащийся в перепелином яйце фосфор стимулирует умственное развитие, усиление памяти и ускорение развития интеллекта у детей и подростков, поэтому полезно употреблять яйца детям с замедленным общим развитием, а так же для нормализации обмена веществ и стимуляции кроветворения.

Детям, постоянно употребляющим перепелиные яйца, легче учиться, они лучше воспринимают материал на уроках, легче запоминают. Все, кто употреблял яйца этих пташек как деликатес или использовал в качестве дополнительного лечебного средства, отмечали улучшение самочувствия и положительное влияние яиц на иммунную систему   И если вы, дорогие наши читатели, возьмёте себе в привычку, для приобретения крепкого иммунитета и улучшения метаболизма, съедать каждое утро по 3-5 этих чудных яичек-жемчужинок, то и вы обязательно почувствуете прилив сил и бодрости на целый день. А после 3-4 месяцев ежедневного употребления яиц вы увидите, как ваше здоровье значительно укрепится.

Есть перепелиные яйца можно в любом виде, в том числе - в сыром, т.к. в них никогда не бывает сальмонеллы. Они не вызывают аллергии и наоборот - благоприятно излечивают её.В кулинарии этот ценный натуральный лечебный и чудодейственный продукт можно использовать для приготовления множества блюд, таких как омлеты, салаты, закуски, яичницы, выпечка и другие.

__ГЛАЗА__

Лекарственные растения полезные для глаз.Есакова Г. - Ваши глаза: Как сохранить и улучшить зрение. Москва. 2000  

  Использование лекарственных трав - быстро прогрессирующая область альтернативной медицины. На самом же деле траволечение исторически тесно связано с обычной медициной. Несмотря на синтетическое происхождение многих лекарств, растения, выращиваемые специально или собираемые в далеких уголках планеты (особенно во влажном т ропическом лесу), служат основой фармакологии. Способы лечения многих болезней впервые были обнаружены антропологами и географами, сталкивающимися с местным населением в дальних странах. С давних времен знахари и колдуны, древнейшие профессионалы, широко использовали лекарственные травы, многие из которых до сих пор эффективны для лечения глаз, в том числе глаукомы. Пилокарпин - продукт переработки южноамериканского растения жаборанди из рода пилокарпус (jaborandi), применяется для снижения давления в глаукомных глазах.

Есть и другие растения, способные снижать внутриглазное давление, например индийская конопля Cannibassativa(более известная как марихуана). В одном научном исследовании 1980 года у 18 участников в течение 60-90 минут падало ВГД в результате курения марихуаны, однако при этом возникал и известный эффект наркотика: они впадали в соответствующее наркотическое состояние. В 1981 году на группе из 8 человек были испытаны препараты каннибиноиды, выделенные из марихуаны, в виде 0,1%-ных или 0,05%-ных растворов. Последний раствор уменьшал ВГД на 5 мм рт.ст. в течение 8-9 часов. При введении 0,1%-ого раствора длительность эффекта выросла до 10 часов. В Вест-Индии и на Ямайке в течение почти 20 лет производился препарат каннибол, эффективный при лечении глаукомы: в аннотации сказано, что падение ВГД на 5 мм рт.ст. достигается в течение 15 минут.

Компрессы из эуфразии (Euphrasiaofficinalis) снимают красноту, отеки, ослабляют или устраняют нарушения зрения, лечат острое и умеренное воспаления, конъюнктивиты и блефарит.

Сонтрава(Anemonepulsatilla). В Европе сама трава или отвар из нее принимается внутрь для улучшения состояния радужки, сетчатки, предотвращения катаракты и глаукомы.

Цинериа (Cinerlamaritima) в природе встречается в Средиземноморье, относится к семейству сложноцветных (как, например, маргаритки) и часто используется в букетах. Сок считается лечебным при конъюнктивитах.

Барбарис (Berberisvulgaris) содержит алкалоид берберин, считающийся полезным для глаз с повышенной чувствительностью, воспаленными веками и хроническим аллергическим конъюнктивитом.

Черника (Vacciniummyrtillus) относится к семейству вересковых, использовалась не одно столетие в качестве глазного лекарства в Европе и Южной Америке. Активным компонентом плода черники, как и нашей голубики, являются антоцианиды, относящиеся к флавоноидам и служащие антиоксидантами. В основном эти вещества укрепляют тонкие сосуды, обеспечивающие питание мышц и нервов глаза путем уменьшения их проницаемости, таким образом, ограничивая повреждаемость этих сосудов. Черника способствует также регенерации пурпурного пигмента сетчатки (родопсина), необходимого для аккомодации глаза при слабом освещении, например в сумерках или ночью. Кроме того, эти вещества способны разрушать свободные радикалы. Можно воспользоваться препаратом с 25%-ным содержанием антоцианозидов. Дозировка колеблется от 40 до 60 мг в день. Если вы собираетесь принимать ежедневно более 120 мг, проконсультируйтесь с врачом. Гинкго (Ginkgobilobd), препарат из дерева гинкго, -антиоксйдант, способен нейтрализовать свободные радикалы. Более того, содержащиеся в нем флавоноиды имеют свойство концентрироваться в хрусталике. Гинкго расслабляет кровеносные сосуды, особенно мелкие артерии, что обеспечивает лучшее кровоснабжение, в частности мозга и конечностей. Люди, принимавшие экстракт гинкго, отмечали общую активизацию умственной деятельности, улучшение памяти, подъем настроения, ослабление головных болей. Влияние непосредственно на глаукому не изучалось, однако перечисленные положительные эффекты связаны с улучшением кровообращения, а оно прямо связано с нарушениями функций зрительного нерва. Если вы решите принимать гинкго, ищите препарат с 24%-ным содержанием флавоноидов. Дозировка колеблется от 40 до 60 мг. Если вы со бираетесь принимать ежедневно более 120 мг, проконсультируйтесь с врачом.

Все перечисленные лекарственные растения успокаивают воспалительные процессы. Черника и гинкго наиболее определенно ориентированы на глазные проблемы. Снижению внутриглазного давления, как считают, способствует и профильтрованная морская вода, имеющаяся в продаже в лавках здоровья. Будьте, однако, уверены в ее стерильности и отсутствии в ней ионов токсичных металлов.

Многие болезни в Китае лечат сочетанием обычной и альтернативной медицины. Опыт использования лекарственных трав насчитывает не менее 5000 лет, и за это время определились травы, полезные для глаз. Клинические исследования показали положительное действие следующих растений: Radixsalviaemultiorrhize(RSM, корень одного из видов шалфея,); Fructusligmtrilicidi(FLL); ThizomaligusticiChuanxiong Radixastraglisuehedysari(RASH) - корень одного из астрагалов, известен как молочная вика. Все эти растения полезны для капиллярного кровообращения, то есть могут улучшить питание зрительного нерва и сетчатки. Отмечались также улучшение остроты зрения и расширение поля зрения. Если вас заинтересует китайская травяная медицина, мы советуем проконсультироваться с травником.

__ГЛАЗА__

*версия для печати* Улучшение зрения по методу доктора Бейтса У.Г.Маркевич В.В. - Как ухаживать за глазами. Минск. 2003  

   

В последнее время довольно широкое распространение получил комплекс упражнений по методу доктора У.Г. Бейтса "Улучшение зрения без очков". Этот известный офтальмолог только в отдельных случаях не гарантирует быстрого и полного излечения, в остальных практически каждый может не только улучшить, но и полностью восстановить свое зрение.

После многочисленных исследований Бейтс установил, что уже в возрасте старше 21 года девять из каждых десяти человек имеют плохое зрение. В дальнейшем это соотношение растет в такой степени, что к сорока годам почти невозможно найти человека, свободного от недостатков зрения. Интересно, что сторонники Бейтса связывают это не с огромной нагрузкой на наши глаза, как принято считать, а, прежде всего с психикой. Ведь усилие увидеть является психическим усилием, а напряжение психики во всех случаях сопровождается потерей психического контроля. Эти факты объясняют то, почему зрение ухудшается по мере развития цивилизации. В условиях современной жизни психика человека находится в постоянном напряжении. Появляется все больше и больше вещей, которые нас волнуют. Бейтс считает, что если бы первобытный человек позволял себе нервничать, то он, несомненно, вымер бы. А цивилизованные люди не только выживают, но и передают свои психические данные потомкам. Поскольку в ухудшении зрения виновата наша психика, то и лечение заключается не в том, чтобы избегать зрения вблизи или зрения вдаль, а в избавлении от психического напряжения, которое лежит в основе несовершенной работы глаз.

Расслабиться могут практически все люди при определенных условиях. Правда, иногда для этого требуется много времени и терпения и не для всех подойдет один и тот же метод.

И еще один важный фактор: не надо путать расслабление со сном. Глаза редко, а в большинстве случаев совсем не расслабляются во время сна. Если они находились под напряжением во время бодрствования, то это напряжение будет продолжаться и во время сна, точно так же как продолжается напряжение других частей тела. Наши глаза существуют для того, чтобы видеть, а если они не видят, то это значит, что они находятся под таким напряжением, что просто не в состоянии видеть. Зрение вблизи, хотя оно и осуществляется с помощью мышц, является не большей нагрузкой на глаза, чем зрение вдаль, которое производится без вмешательства мышц. Значит, использование мышц не обязательно приводит к утомлению. А это еще раз подтверждает то, что когда психика отдыхает, то и глаза наши находятся в расслабленном состоянии. Все, что дает отдых психике, полезно и для глаз.

Несомненно, каждый из нас замечал, что когда читаешь интересную книгу, то глаза почти совсем не устают. Зато когда книга трудна для понимания или не интересна, зрение падает. Итак, главное - добиться расслабления.

 

За какое же время может улучшиться зрение?

 

Последователи Бейтса считают, что это зависит от каждого человека. В некоторых случаях достаточно от пяти до пятнадцати минут, чтобы наступило улучшение. Если вы собираетесь улучшить свое зрение, помните, что нельзя это сделать усилием, так как именно усилие или напряжение ведет к ухудшению зрения. Конечно, усилием можно временно улучшить зрение, но улучшить его до нормального состояния не удастся. А если вы будете постоянно прилагать усилия, то зрение начнет постепенно ухудшаться и может окончательно испортиться. Из двух человек с одинаково хорошим зрением один сохранит его до конца жизни, а другой испортит еще в раннем детстве только из-за того, что один смотрит на объекты без усилия, а другой с усилием.

Глаз с нормальным зрением никогда не старается увидеть. Если он по каким-то причинам не может рассмотреть объект, то мгновенно перемещается на другой объект. Он никогда не пытается выявить этот объект пристальным вглядыванием в него, как это постоянно делают люди с несовершенным зрением. Всякий раз, когда глаз старается что-либо увидеть, он тотчас теряет нормальное зрение. Вы можете смотреть на звезды, имея при этом нормальное зрение, но, если вы захотите их сосчитать, ваше зрение ухудшится.

Глаз обладает идеальным зрением только тогда, когда он находится в состоянии абсолютного покоя. Кроме того, сам процесс видения пассивен. Вещи видятся точно так же, как они осязаются, слышатся или пробуются на вкус, то есть совершенно без усилия. Считается, что мышцы нашего тела никогда не находятся в состоянии покоя. Мозг даже во сне не прекращает своей деятельности. Но нормальным состоянием зрения, так же как и слуха, осязания и обоняния, является состояние покоя.

Источником всех наших усилий является мозг. Любая мысль об усилии любого рода передает двигательный импульс глазу. Каждый такой импульс приводит к отклонению формы глазного яблока от нормы. Психическое напряжение любого рода приводит к сознательному или бессознательному напряжению глаз, а это в свою очередь влечет за собой ухудшение зрения.

Если зрение падает, то чаще всего прописывают очки. Доктор Бейтс выступает против очков, считая, что они приносят вред. Даже самые лучшие из них никогда не улучшают зрения до нормального состояния. В этом легко убедиться, если вы посмотрите на какой-либо цвет через сильную вогнутую или выпуклую линзу. Вы заметите, что цвет в этом случае менее интенсивный, чем когда вы на него смотрите невооруженным глазом. Форму предмета очки искажают тоже. Любой, кто смотрел через окно на улицу, знает, что даже плоское стекло ухудшает восприятие цвета и формы. Женщины, надевшие очки из-за незначительного ухудшения зрения, нередко замечают, что их ношение приводит к некоторой цветовой слепоте. Можно заметить, как в магазинах они снимают очки, чтобы подобрать какую-либо модель одежды. Однако если зрение нарушено серьезно, то с очками цвета могут быть видны лучше, чем без них.

Доктор Бейтс утверждает, что, как только человек однажды надел очки, сила их линз в большинстве случаев должна неуклонно расти, чтобы сохранить степень остроты зрения. Поэтому теперь уже очень трудно, а порой даже невозможно обходиться без очков. Более того, наши глаза сами протестуют против очков. Те, кто носит очки, хорошо знают, как трудно глаза привыкают к очкам, а иногда такого привыкания добиться вообще невозможно. Все очки в той или иной степени сужают поле зрения. Даже в очень слабых очках мы не можем видеть четко, если не смотреть через центры линз. Оправа при этом должна быть расположена под прямым углом к линии зрения. Считается, что очки должны проектироваться таким образом, чтобы теоретически было возможно смотреть через них под любым углом, однако на практике это не всегда удается. И еще одна проблема с ношением очков. Их очень трудно содержать в чистом состоянии. В дождливые дни очки покрываются каплями влаги. В жаркие дни к такому же результату приводит пот. На холоде очки часто запотевают. В солнечную погоду от очков бывает сильное отражение, что не только мешает нормальному зрению, но и на улице даже опасно. Очки доставляют много неприятностей людям физического труда. Бейтс считает, что нельзя злоупотреблять очками. Еще не так давно очки прописывали только в помощь слабому зрению. Сегодня же они прописываются множеству людей, которые и без них могут видеть хорошо. Хотя в некоторых случаях без очков действительно не обойтись.

Если в результате ношения очков появляются головные боли, головокружение или другие симптомы нервного происхождения, мы часто связываем их с неправильным подбором очков. В действительности же сами очки приводят нас к этим явлениям. А если нам приходилось долгое время обходиться без очков, зрение даже несколько улучшалось.

Попробуем подвести итог. Проведенные Бейтсом исследования позволили ему утверждать, что наши глаза не являются совершенным механизмом, который постоянно находится в рабочем состоянии. Рефракция глаза меняется не только день ото дня или час от часу, но и буквально ежесекундно. А это не позволяет выписать точный рецепт на очки. Мы часто не можем подобрать очки, которые бы подошли к нашим глазам. А на самом деле очки вовсе не улучшают наше зрение. Причиной плохого зрения является напряжение: при близорукости это усилие увидеть удаленные объекты, при дальнозоркости - ближние.

Надев очки, близорукий по-прежнему будет напрягаться, чтобы увидеть далеко расположенные предметы, а дальнозоркий и в очках будет продолжать прикладывать усилия, чтобы увидеть что-либо рядом. Таким образом, зрение будет ухудшаться и в очках. В результате человеку выписываются новые очки, с еще более сильными линзами.

 

Что же делать с очками? Выбросить или все-таки носить?

 

Ответ на этот вопрос каждый должен дать себе сам. Приведем мнение специалистов по методу Бейтса, а также некоторые практические рекомендации.

1. Если вы хотите добиться быстрого прогресса в улучшении зрения, то следует решительно отказаться от ношения очков. Однако очень важно запомнить следующее правило: сняв очки, никогда не ходите, напрягая глаза.

2. Не всегда возможно снять очки и при этом обойтись без некоторых неудобств. Иногда без них просто невозможно работать. В таких случаях разрешается пользоваться очками, но это всегда сдерживает прогресс. Надевайте очки всякий раз, когда вы чувствуете, что начали напрягать зрение.

3. Если вы вынуждены работать в очках, все равно используйте все приемы правильного зрения, какие только возможно, - центральную фиксацию, перемещение, моргание и т. д. Как можно чаще делайте перерывы для расслабляющих упражнений.

4. Если вы за рулем, никогда не водите автомобиль без очков. Только если, улучшив зрение, вы пройдете медкомиссию, их можно будет снять. Снимайте очки, когда вы едете на машине в качестве пассажира.

5. По мере улучшения зрения меняйте очки на более слабые.

6. Во время выполнения упражнений всегда снимайте очки, если нет особо оговоренных случаев.

7. В течение дня бывает очень много ситуаций, когда вы можете обойтись без очков и, тем не менее, по привычке носите их. Например, человек с небольшой близорукостью может без каких- либо неудобств завтракать, без очков, беседовать без них с друзьями и т.д. Увеличивайте день ото дня время, проведенное без очков.

8. Чтение, если это, возможно, должно осуществляться без очков. Это позволит свести к минимуму разрушающий эффект очков.

Итак, главное, что вам надо усвоить: если вы хотите избавиться от очков, не носите их!

Единственной надеждой на улучшение зрения является выработка в себе новой привычки - привычки расслабленного смотрения.

Большинству людей помогает простое закрывание глаз. Чередование отдыха глаз таким способом с открыванием глаз позволяет добиться на какое-то время улучшения зрения. Однако некоторое количество света все же пробивается сквозь закрытые веки. Поэтому еще большей степени расслабления можно достичь, предотвратив такую возможность.

Книги. Новый список, чтобы не забыть!

"Осиная фабрика" Йена Бэнкса

"Лечение от любви" Ирвина Ялома

Фромм "Искусство любить"

Алекс Гарленд"Пляж"

Москвина "Смерть это все мужчины"