суббота, 3 октября 2009 г.

В.И.Новодворская. По ту сторону отчаяния.(2)

"До 17 лет о политических и социальных вопросах я знала не больше

Маугли. Не в силу своей слепоты и неразвитости, а просто потому, что вокруг

были джунгли. Советская приватность была джунглями, где ничего не знали и не

хотели знать о мировых вопросах, диссидентах, "вражеских голосах",

репрессиях в стране.

В 20-е и 30-е годы дул слишком сильный ветер, чтобы

можно было куда-то уползти, от чего-то уклониться, а после... эпоха "застоя"

мне лично показалась накрытой одеялом, где было темно, мягко, тепло --

словом, весьма приятно и весьма приватно.

Я чувствовала, что здесь что-то не

так, ведь в моих любимых книгах не было одеяла, а был мир, "открытый настежь

бешенству ветров".

В 1967 году отец... положил мне на стол "Один день Ивана

Денисовича". Это входило в джентльменский набор и должно было стать чем-то

вроде похода в консерваторию или Пушкинский музей, куда меня безжалостно

гоняли с 10 лет, пока я не вошла во вкус.

Ах, прекраснодушные интеллигенты!

"Ах, декабристы, не будите Герцена, в России никого нельзя будить!"

Эта книга решила все.

Не успела я дочитать последнюю страницу, как мир рухнул.

Неделю я ничего не видела, кроме красного солнца над белой снежной пустыней.

"Шаг в сторону -- считается побег. Конвой открывает огонь без

предупреждения". Но я не испытала желания повеситься или бежать в Южную

Америку, как мой любимый Овод, которого я в этом пункте всегда плохо

понимала. Теперь я знала, что буду делать всю оставшуюся жизнь. Решение было

принято в 17 лет, и, если юный Ганнибал поклялся в ненависти к Риму, я

поклялась в ненависти к коммунизму, КГБ и СССР.

Вывод был сделан холодно и безапелляционно: раз при социализме оказались возможными концлагеря, социализм должен пасть.

Из тех скудных исторических источников о жизни на Западе, которые оказались мне доступны, я уяснила себе, что там "ЭТОГО" не было. Следовательно, нужно было "строить" капитализм (представьте себе Павку Корчагина, в воде по пояс строящего капитализм, а ведь мой стиль был ближе к Павке Корчагину, чем к Форду). Слава Богу! Моей стране оказалась нужна еще одна революция.

Я кинулась читать Ленина, заглотала Полное Собрание

Сочинений и едва не задохнулась от ярости: везде были следы жестокости,

насилия, лицемерия, компромисса.

У меня не было постепенного прозрения, градации в становлении взгляда на эти вещи. И Ленин, и Сталин, и коммунизм, и социализм, и З0-е, и 20-е, и 60-е -- все пошло акулам на обед.

Середины для меня быть не могло. Все или ничего!"

В.И.Новодворская. По ту сторону отчаяния.

http://lib.guru.ua/MEMUARY/NOWODWORSKAYA/novodvorskaja.txt

Комментариев нет:

Отправить комментарий