четверг, 25 февраля 2010 г.

Murder by the Clock (1931)

Удивившись воодушевлению, с каким встретили на КГ фильм Сломана, посмотрела еще один, сабжевый, фильм режиссера. Выбор был обусловлен, во-первых, привлекательным жанром, а во-вторых, решением испытать режиссера в раннезвуковом формате: если бы Сломан хорошо показал себя в фильме начала 30-х, его творчество, безусловно, заслужило бы пристального внимания.



Увы, популярность Сломана так и осталась для меня загадкой. Murder by the Clock в плане постановки своего времени является правилом, а не исключением: статичная камера, почти полное отсутствие звукового оформления (хотя один звуковой эффект имеет важное значение для сюжета), большие паузы между репликами, плохой темпоритм. Однако в отношении сценария картина преподнесла нежданный сюрприз, поскольку оказалась бурлящим котлом сюжетов прошлого, настоящего и грядущего Голливуда.

Вышедший вскоре после успеха "Дракулы", на растущей волне увлечения готикой, фильм схватил моду за хвост и стал замечательным примером смешения детективного жанра и актуального хоррор-муви. Здесь легко заметить отголоски историй По (одна из героинь боится преждевременного погребения и оборудует склеп таким образом, чтобы этого погребения избежать) и грядущего "Франкенштейна" (персонаж Ирвинга Пичела - нерукотворный Монстр); действие происходит в интерьерах почти замка - почти Темного дома с лестницами и потайными дверями и, как правило, при свечах; а тема наследства и короткое сюжетное ответвление с приведением вызывают в памяти "Кота и канарейку" Лени. Что касается детективной части, это отнюдь не классический подход: личность убийц (их несколько) очевидна сразу или раскрывается вскоре после свершения преступлений. А кроме того, в фильме есть самая настоящая нуаровая фамм фаталь, алчная, беспринципная, соблазнительная убийца. Подобно Бриджид О'Шонесси в "Мальтийском соколе", героиня Лилиан Тэшман является движущей силой истории и крепким орешком для ведущего расследование детектива. О "Соколе" также напоминает очень похожий финал. Зритель, однако, все еще занимает здесь традиционное место объективного наблюдателя, получая информации больше, чем сыщик - в этом главное отличие от "черного" детектива (наряду с присутствующей третьестепенной комической линией). Было бы любопытно узнать, могла ли вышедшая месяцем ранее первая экранизация книги Хэмметта повлиять на создание этой картины - памятуя об игривом прекодовом стиле постановки Дель Рута и учитывая короткий отрезок времени, я бы скорее предположила, что это влияние непосредственно автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий