воскресенье, 24 января 2010 г.

Многим телевизора, кто-то скажет друга, книги, музыки …



-

Вопросы современности - вопросы вечности

ДУША ЧЕЛОВЕКА ДОРОЖЕ ВСЕХ СОКРОВИЩ МИРА

Когда нам в руки попадается свидетельство древней православной цивилизации, можно попытаться представить “чего лишаюся аз”. Творения святителя Иоанна Златоуста, патриарха Константинопольского и являются для нас таким ярким свидетельством высочайшего взлета византийского духа, византийской мысли и культуры.

В 80 и 90-х годах IV века город Антиохия пустел, когда проповедь в церкви говорил Иоанн Златоуст. Торговцы, ремесленники, даже судьи и правители оставляли свои дела и спешили к храму услышать слово святителя. Скорописцы на хартиях, пергаменте, папирусе записывали его речи, но лишь немногая толика их - всего 12 томов дошли до наших дней.

И нам, вчитывающимся сегодня в житие и творения Иоанна Златоуста, возможна радость познания воли Божией. Попробуем прикоснуться своим разумением к одному из поучений, преподанному святителем в Константинополе императрице Евдоксии полторы тысячи назад - в самом начале V века. Она любила зрелища, факельные шествия, театры. Обличая ее грех, святитель сказал такие слова: “Игра в жизнь калечит душу, . развлечение изображением жизни - губит душу”.

В отличии от Византийских времен, речь о душе, современное сознание не воспринимает. Давайте попробуем узнать что-нибудь о своей душе. Представьте себе, что вы заперты в пустой комнате. Чего вам будет больше всего не хватать? Многим телевизора, кто-то скажет друга, книги, музыки . Еще есть весьма мучительное свойство “охота к перемене мест” . Вариантов столько же, сколько и людей. Это свидетельствует о том, что у человека есть потребность чувствовать и отвечать на чувства, познавать и применять познания. Оказывается, наша душа тревожится, ликует, тоскует, радуется, отчаивается, надеется. Во всей полноте об этом можно прочесть в книге профессора, врача, хирурга, Святителя Луки (В. Войно-Ясенецкого) “Дух, душа и тело”.

Современные мировоззрения, пропитанные заботой о теле (коммунизм, иеговизм или так называемая “наука” валеология и др.), паразитируют на нашем с вами незнании собственной души. С глубокой древности подобные идеологии, попирающие вечную, свободную, Богом данную душу, использовались для закабаления и уничтожения человека. Незнание свойств души и законов, по которым она живет, делает нас людьми, живущими как бы с завязанными глазами, приводит к отчаянию, озлоблению и пустоте. Показательны сводки о многочисленных самоубийствах в материально благополучных странах, где жизнь становится не нужна людям сытым, обеспеченным. Это люди, повредившие свою душу. “Какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?”.(Матф. 16, 26.)

Наша жизнь есть “соединение души и тела” (см. Православно-догматическое Богословие), то есть, душа, совершенствуясь, учится управлять своим телом. Но часто получается наоборот. Мы почти каждый день отучаем нашу душу действовать, и таинственная связь рвется в физиологически живом человеке. Механизм повреждения заключается в том, что, восприняв какую-то жизненную ситуацию, особенно остросюжетную, человек должен тут же сосредоточиться, принять решение и действовать. Но, как телезрителю, человеку, воспринимающему подобную ситуацию умозрительно, действие заведомо не требуется! Вот здесь-то и получается сбой. Мы лишаем свою душу необходимости трудиться, управляя своим телом. Многократно повторяющаяся ситуация, когда напряжение и работа души расходуется вхолостую, нарушает одну из самых таинственных связей в природе - связь между душой и телом. Душа, привыкшая бездействовать, уже неспособна на проявления лучших своих качеств - человеку становятся недоступны благородство, долг, честь, порядочность. Чуткость, отзывчивость, сострадание, сопереживание становятся ему непонятными, ненужными - человек становится бездушным. Ни в одном медицинском справочнике нет сведений, как исправить такое нарушение.

Замена труда души на развлечение приводит к необратимым последствиям. Формируется так называемое подсознание из навязываемых образов (увиденных, прочитанных, услышанных). Первые результаты подобного навязывания заметны по нарушению психики и могут быть даже болезненны. У детей, например, после спектакля обычно повышается температура. Далее навязывание образов становится желанным, и наша жизнь наполняется абсурдами. Юноши и девушки сопоставляют своих избранных с героями (героинями) фильмов, вместо того, чтобы умными очами души увидеть то, что есть на самом деле. Мать не может понять плачущего младенца - чувство понимания “без слов” утрачено. С подобными иллюзиями внутри себя и вокруг нас мы сталкивается предостаточно. Бессознательно человек начинает действовать, руководствуясь теми образами, которые им впитаны.

Беспомощность души провоцируют и стимулируют рок-музыка, наркотики и алкоголь, усугубляющие отрыв от реальности. И когда в подсознании уже нет выхода, человек вместо обращения к своему Создателю обращается к впитанным им образам. Так, современный мир (во времена Иоанна Златоуста его именовали языческим) формирует “человека греха”. Нам необходимо знать, что “человек греха” не способен на созидание, он может только разрушать, желает он этого или нет. Даже если внешне он что-то делает (строит, например) все равно, его деятельность способствует только запустению и уничтожению. Примеров такой разрушительной деятельности каждый из нас может найти массу и в личной, и семейной, и в общественной, и экономической, и государственной жизни. (На месте многих цивилизаций - пустыня.) А когда в силе “человек греха”, то святые становятся мучениками, исповедниками, страстотерпцами.

Диакон Димитрий Малышев.

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий