вторник, 29 сентября 2009 г.

Бернхард Шлинк "Другой мужчина"



Гордый профиль, пронзительный взгляд и светящийся огонек тлеющей сигареты - завораживающий образ мужчины? Может быть. Но именно он, а вернее она - обложка, привлекла мое внимание, выделяясь среди сотен и сотен книг.

". Это любовные отношения, как они есть, - с приступами ревности, изменами и восторгами" The New Republic. И как можно устоять перед такой рецензией? Я не смогла.

И вот, вечером, когда звуки города стихают, когда жизнь замирает, предоставляя нас самим себе, я осталась наедине с "Другим мужчиной".

Семь рассказов обещали захватывающее путешествие в судьбы, в прошлое, в другой мир. Что вообще такое любовь? Что включают в себя эти шесть букв составленные в незамысловатом порядке? Как разглядеть именно это чувство, если конечно это чувство, в хитросплетении ощущений, мыслей, эмоций? В тот момент я ждала от господина Шлинка ответа на свои вопросы.

Эти 254 страницы явились примером стопроцентной прозы, прозы сухой, но глубокой, порой с прямолинейной констатацией факта, но это только на первый взгляд. За такой кажущейся сдержанностью бурлит и просится наружу целое море эмоций, полноводная река чувств, сдерживаемая плотиной из стереотипов, домыслов, обманчивых суждений. "Иногда он задавался вопросом, что хуже - когда тот, кого ты любишь становится другим с другим или же когда он остается с ним таким же, каким ты его знаешь сам?" ("Другой мужчина" стр. 52) "Ведь речь-то не о том, хорошо ли нам вместе или мы просто терпим друг друга. Мы терпим потому, что рядом родной человек, или, наоборот, не терпим, потому что - чужой. Тут вопрос в том, что считать главным - то, что нас разъединяет, или то, что объединяет?" ("Обрезание" стр. 202)

Эту книгу ни в коем случае нельзя читать залпом, в один глоток. После каждого рассказа, каждой небольшой пьесы необходимо время на осмысление, на выводы, на резюмирование. "Он учил своих сотрудников, что обдумывание решения и принятие решения - разные вещи, что долгое обдумывание не приводит ни к правильному, ни вообще к какому либо решению и делает процесс принятия решения настолько сложным и тяжким, что в итоге решение не принимается никогда. Для обдумывания нужно время, а для принятия решения - мужество" ("Женщина с бензоколонки" стр. 249)

Послевкусие - искусственное, такое взращенное мозгом удовлетворение. Если вы хотели эмоций, бьющие ключом, то вы ошиблись дверью. Здесь совсем не так. Здесь сам для себя вытягиваешь чувства наружу из глубины. Здесь все настолько просто на сколько невыносимо сложно.

Время года - ранняя осень, с еще ярким, но уже не греющим солнцем, с обманчивой погодой и пока теплым ветром. Именно тогда, на границе двух жизней природы можно особенно остро воспринять безграничность мира, многогранность поступков и точек зрения.

"Дело не в том, что Лиза была жизнерадостной с Другим, а с ним не была, или была с Другим более жизнерадостной, чем с ним. Просто Лиза по-разному одаривала своей жизнерадостностью, по-разному принимала ее от других, по-разному заражала их ею. Та жизнерадостность, которую получал он от нее, была не меньшей, а именно такой какую могло воспринять его малоотзывчивое, угрюмое сердце. Она ничего не утаивала от него. Она отдавала ему все, что он способен был воспринять." ("Другой мужчина" стр. 88)

"Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель." (Джозеф Конрад) - это именно тот случай.

Комментариев нет:

Отправить комментарий